Версии Битрикс24: сравнение облака и коробки

В этом материале рассмотрим облачную и коробочную версию Битрикс24. Сравним их и узнаем, что недоговаривают разработчики CRM, утверждая, что облачная версия позволяет покрыть 100% запросов пользователей. С помощью этой статьи вы самостоятельно сможете подобрать версию платформы, которая больше подходит для решения стоящих перед вами задач.


 oblako-ili-korobka.png

Битрикс24 предлагает своим клиентам два принципиально разных решения:

  1. Облачная версия. 

Это портал, который размещается на серверах Битрикс24. Пользователь платформы не имеет прямого доступа к серверу, но и не должен следить за работоспособностью аппаратной части. Пользователь платит ежемесячную плату и пользуетесь Битрикс24 как SAAS-сервисом. 

     2. Коробочная версия.

Это платформа, которая приобретается у Битрикс24 на основе лицензионного договора. Она размещается на собственном сервере или VPS-хостинге. Пользователь системы самостоятельно следит за работоспособностью серверов, но он же имеет эксклюзивный доступ ко всем данным без посредничества разработчика CRM.

Далее сравним обе системы с точки зрения затрат, технической составляющей и со стороны пользователя. 


Финансовая составляющая


Модель оплаты облачной версии – периодическая подписка. Платить можно каждый месяц, каждый квартал, год или один раз в два года. При приобретении коробочной версии покупатель платит за лицензию один раз, однако ежегодно доплачивает за продление обновлений. 

Рассмотрим финансовые затраты на коробочную и облачную версии на примере компании из 50 пользователей, которой необходимо много дискового пространства (более 100 ГБ).

Далее сумму ежемесячного платежа за использование облачной версии умножим на 12 месяцев и получим следующие затраты (цены, указанные на скриншоте, могут быть неактуальными из-за их изменения тарифов Битрикс24, но позволяют понять принцип расчетов). 

Получается, что если платить за облачную версию в течение года, уйдет практически столько же денег, сколько понадобится на покупку коробочной версии. Если при этом учесть, что ежемесячные платежи за облачную версию сохранятся на том же уровне, а в коробочной значительно уменьшатся, получается, что со второго года использования коробочная версия становится более выгодной. 

Обратите внимание, что расчеты верны только для тарифа «Компания», то есть в случае, если с CRM работает от 50 человек и им требуется большое количество дискового пространства в облаке.  

При покупке коробочной версии нужно учитывать, что для запуска платформы нужно приобрести собственный сервер или арендовать его у провайдера, что тоже потребует расходов. Примерный расчет затрат с учетом аренды VPS-хостинга приведен на скриншоте ниже. 

Если сложить все затраты, то получается, что затраты на покупку облачной и коробочной версий сравниваются в конце второго года использования. После этого эксплуатация второго варианта становится явно более выгодной. 



Технические характеристики


Рассмотрим отличия в технических характеристиках версий:

  1. Скорость работы портала. Коробочная версия работает быстрее, особенно если используется сервер (свой или арендованный) с твердотельными накопителями (SSD-дисками). 

  2. Функции. Возможности обеих версий полностью идентичны. В коробочной версии присутствуют дополнительные функции, которые отсутствуют в «облаке». Например, Active Directory или интеграция с 1С ЗУП используются достаточно редко. 

  3. Бизнес-процессы. В облачной версии платформы есть ограничение на количество одновременно запущенных бизнес-процессов. Битрикс24 ограничивает нагрузку на свои сервера, поэтому пользователи не могут иметь более 50 одновременно запущенных процессов в Живой ленте и не больше 2 бизнес-процессов на сущностях CRM. Это ограничение делает невозможным автоматизацию работы на платформе в больших компаниях. 

  4. Возможность доработки портала. И облачную, и коробочную версии платформы можно модернизировать с помощью добавления приложений. Однако они не меняют внутренние модули в облачной версии. А при использовании «коробки» можно дорабатывать модули. Пользователю предоставляется доступ к файловой структуре и php-программист может вносить изменения. 

  5. Обновления портала. Новые возможности в облачной версии появляются автоматически и незаметно для пользователя. Причем обновления для «облака» обычно появляются примерно на 6 месяцев раньше, чем для «коробки». Обновлять коробочную версию системный администратор должен вручную. Это нельзя назвать недостатком, так как в облаке невозможно самому контролировать выход новых версий. Иногда обновление может сбить текущие настройки, что вызовет проблемы в работе. 

  6. Размер дискового пространства. В облачной версии объем дискового пространства зависит от выбранного тарифа. В коробочной версии место для хранения зависит только от того, какие накопители установлены в сервере. Если для размещения «коробки» используются арендованные сервера у провайдера, то недостаток свободного места может привести к ошибкам в работе платформы. 

  7. Отказоустойчивость. В облачных версиях существует опасность того, что сервера Битрикс24 не работают или зависают по каким-либо причинам (это случается очень редко). В коробочной версии стабильность работы зависит от того, насколько стабильно работает сервер. В связи с этим рекомендуется использовать VPS-хостинг, где за стабильностью работы следят сотрудники дата-центра (провайдера).

  8. Бэкапы и уровень IT-безопасности. В облачной версии бэкапы делаются автоматически, в коробочной периодичность резервирования данных зависит от настроек, сделанных системным администратором. В целом уровень IT-безопасности у обеих версий одинаковый.  



Различия с точки зрения пользователей


Обычный пользователь, зайдя на портал Битрикс24, не сможет определить, использует ли компания облачную или коробочную версию платформы. Сделать это можно только по адресу домена в браузере или в случае, если он является администратором и увидит панель администрирования. Интерфейс и возможности не отличаются.